Медитация Дзен

МЕДИТАЦИЯ ДЗЕН - РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ИЛИ ВЫХОД НА

PRESENT INDEFINITE

 

Present IndefiniteTime <настоящее неопределенное время> - этот шаблон известен каждому еще со школьных времен. Самое главное время очень мудрого английского языка - это уже от него образуются все остальные времена. И никто, почему-то, не задумывается, что на самом деле для настоящего неопределенного времени и в нашем восприятии остается не так уж много места…

 

Present Indefinite <настоящее неопределенное> – это скорее абстракция для двойственного ума. На самом деле мы всё время стараемся жить в жестко детерминированном, регламентированном мире, искусственно сохраняя в себе систему обучения в средней школе, ориентированную на определенность в настоящем, прошлом и будущем.

 

Present Definite <настоящее определенное>. Именно этому учат в школе - что и как нужно делать и чего делать никак нельзя, что на самом деле правильно и что уж совсем неправильно. Маленький ребенок принимает мир таким, каким он есть и совершенно счастлив, но его внимание хаотично перемещается от одного приятного объекта к другому и чаще всего не замечает приближение опасности. В средней школе нас учат концентрироваться – читать, писать, в точности выполнять другие действия по выживанию и взаимодействию в нашей среде обитания. Учат долго и целеустремленно, применяя, где кнут, где пряник. В итоге из несмышленых младенцев мы становимся более или менее полноценными членами общества. И нашей детской счастливой неопределенности приходит конец…

 

Но обучить всех одному и тому же, подстричь всех под одну гребенку, всё же, не получается. Система стереотипов, кодировка у каждого в итоге складывается своя. И каждый, цепляясь за свои понимания и честно отстаивая свои взгляды, рано или поздно входит в состояние войны со всем миром <с другими кодировками> и с самим собой <с кодировкой, которая была или которую хочется иметь>. В итоге – психологические и не только взрывы, пожары, всеобщая война и повсеместное беспокойство.

 

Но не все так плохо :). Будучи взрослым, уйти с войны, уравновесить сознание, пребывать в ощущении счастья тоже можно. Нужно только научиться попадать в состояние объемного внимания <внимания без предпочтений и отвращений>, не требующего двойственной детерминированности, но и не теряющего присутствия. Нужно научиться воспринимать мир таким, как он есть, не навешивая оценок и интерпретаций, научиться ко всем событиям и явлениям подходить равностно. И тогда мы попадаем во взрослое Present Indefinite, где детская сочность восприятия сочетается с взрослым вниманием ко ВСЕМУ происходящему ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Проверенным средством для этого является Раджа Йога (она же Аштанга йога, она же Йога Патанджали), в которой в части медитации используется японо-китайская техника Дзадзен.

 

Именно этому переходу во взрослое Present Indefinite при органичном соединении йоги Патанджали и техники Дзадзен (в хатха-йоге мы стараемся целостно работать со своими телом, дыханием и умом с некоторым приоритетом тела, а в неподвижной медитации дзадзен это происходит, в первую очередь, через работу с вниманием) или иной техники медитации с опорой или без опоры, особенно из арсенала наследников тибетского мастера Тулку Ургьена Ринпоче, и посвящена наша практика.

 

«Истинный Дзадзен заключается в тихом сидении в правильной позиции. Это не какое-то особое состояние, это нормальное состояние человеческого существа: молчаливое и спокойное, без возбуждения. Дзадзен означает успокоить ум и сконцентрировать ум и тело. В дзадзен нет цели, нет стремления что-либо получить, нет специального усилия или воображения. Это не знание, которое нужно постичь умом. Это только практика, практика, являющаяся истинными вратами в счастье, покой и свободу».

Тайсен Дешимару Роши

смотреть все

1из 6